Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли пароль | Регистрация

Top 10 ICO projects

Летом 2014 года токены Ethereum стоили менее одного цента,
сегодня их цена около $800!


Barfin.club

ICO traveller

Компания
Общая информация
Крупные акционеры
Дочерние и зависимые общества
Новости компании
Описание рынка и риски
История
Финасовая отчетность
Бухгалтерский баланс: РСБУ
Прибыли и убытки: РСБУ
Финансовые показатели: РСБУ
на правах рекламы

Уралкалий

Химия и нефтехимия / Минеральные удобрения

Описание рынка и риски

Рынок

Внутренний рынок.

На внутреннем рынке Эмитент отгружает свою продукцию в большинство традиционно сельскохозяйственных регионов страны, такие как: Краснодарский край, Ульяновская, Кировская области. Продукция Эмитента приобретается заводами производителями сложных минеральных удобрений, предприятием Минатома, нефтедобывающими предприятиями и др. Производители сложных удобрений приобретают около 80% от общего объема реализации хлористого калия на рынке России.

Количество хлористого калия, отгруженного на внутренний рынок во II квартале 2010 года, на 20% больше объема отгрузки продукции на внутренний рынок в I квартале 2010 года и на 14% выше по сравнению с соответствующим периодом 2009 года.

В 2010 году перспективы роста потребления калийных и других видов минеральных удобрений в российском сельскохозяйственном производстве сохраняются благодаря большому вниманию к этому вопросу со стороны Правительства РФ. В частности, согласно Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы, планируется осуществлять субсидирование доли затрат на покупку минеральных удобрений из федерального бюджета. Согласно государственной программе на приобретение минеральных удобрений в 2010 году планируется выделить 4,12 млрд. рублей. В соответствии с прогнозами этой программы внесение в почву минеральных удобрений в 2010 году составит 2,5 млн. тонн (в пересчете на 100% действующих веществ), что на 14% превышает плановый показатель по внесению в почву минеральных удобрений в 2009 году.

Также, с целью увеличения объемов поставок минеральных удобрений российскому агропромышленному комплексу в 2008-2012 годах Российская ассоциация производителей удобрений и Агропромышленный союз России 17 октября 2008 года подписали Соглашение по взаимодействию с целью удовлетворения потребностей сельхозтоваропроизводителей агропромышленного комплекса Российской Федерации в минеральных удобрениях на 2008-2012 годы. Российская ассоциация производителей удобрений учреждена в июле 2008 года крупнейшими российскими производителями минеральных удобрений. Соглашение предусматривает удовлетворение потребностей сельскохозяйственных товаропроизводителей в минеральных удобрениях. Предложения по необходимым объемам удобрений с дифференциацией по номенклатуре в разрезе регионов будет готовить Росагропромсоюз на основе данных Министерства сельского хозяйства РФ. Кроме того, в документе определены основные экономические принципы взаимодействия, в частности членам РАПУ и Росагропромсоюза рекомендовано использовать рыночные принципы ценообразования.

Выполняя условия Соглашения, Эмитент установил максимальный уровень цен для поставок хлористого калия российским сельзозпроизводителям в первом полугодии 2010 года в размере 4 550 руб. за тонну (FCA, без НДС, без упаковки). С целью поддержки отечественного агропромышленного комплекса в период весенних полевых работ, с 17 марта 2010 года данная цена была снижена до 4 250 руб. за тонну (FCA, без НДС, без упаковки) до конца 2010 года.

Международные рынки.

Эмитент осуществляет поставки на внешний рынок через компанию "Уралкалий Трейдинг С.А." (Швейцария) и ЗАО "Белорусская калийная компания" (Беларусь). Основными странами - потребителями являются Китай, Индия, Бразилия, Юго-Восточная Азия.

Негативные факторы

Негативное влияние последствий мирового финансового кризиса на мировой рынок калийных удобрений становится менее ощутимым, что свидетельствует о постепенном восстановлении рынка.

Так, объемы продаж на экспорт во II квартале 2010 года выросли в 3,6 раза по сравнению с уровнем продаж в соответствующем периоде 2009 года. Объем экспортных поставок во II квартале 2010 года увеличился на 11% по сравнению с I кварталом 2010 года.

Согласно прогнозам аналитиков, к концу 2010 года уровень спроса на хлористый калий вырастет в 2 раза, по сравнению с уровнем прошлого года. Восстановление рынка хлористого калия до докризисного уровня ожидается в 2011 году.

Кроме того, к числу возможных факторов, которые могут негативно повлиять на сбыт продукции Эмитента, относятся введение антимонопольных и/или антидемпинговых мер в РФ и странах Евросоюза, что может удорожить или затруднить экспорт продукции Эмитента. Но Эмитент рассматривает данные факторы как незначительные.

С 1 июня 2007 года в странах Европейского Союза (ЕС) вступил в силу новый регламент - REACH (Registration, Evaluation, Authorization and Restriction of CHemicals Регистрация, Оценка, Разрешение и Ограничение Химических веществ), под действие которого попадают все химические вещества, выпускаемые, импортируемые или используемые внутри Европейского Союза. Согласно новому регламенту ввоз и использование на территории Евросоюза любых химических веществ будут разрешены только после регистрации в Европейском химическом агентстве (ЕХА). Регистрацию согласно требованиям REACH должны пройти все предприятия, экспортирующие продукцию в страны Евросоюза в объеме более 1 тонны в год. Регистрация осуществляется в несколько этапов. Первый этап процедуры предварительная регистрация (пре-регистрация), предусматривающая предоставление в ЕХА информации о поставляемых на рынок ЕС химических веществах, была завершена 1 декабря 2008 года. Эмитент своевременно прошел пре-регистрацию хлористого калия и 31 октября 2008 года получил уникальный пре-регистрационный номер, позволяющий продолжать отгрузки продукции на рынки ЕС. Поставки в страны Евросоюза химических веществ, не прошедших пре-регистрацию, с 1 декабря 2008 года запрещены.

Инвестиционные риски

Инвестиции в ценные бумаги Эмитента связаны с определенной степенью риска, поэтому потенциальные инвесторы, прежде чем принимать любое инвестиционное решение, должны тщательно изучить указанные ниже факторы риска. Каждый из этих факторов может оказать неблагоприятное воздействие на финансовое положение Эмитента и исполнение Эмитентом обязательств по ценным бумагам.

Политика Эмитента в области управления рисками:

Эмитент стремится эффективно управлять рисками, обеспечивая тем самым стабильность финансового положения, поддержание стратегии развития бизнеса и реализацию миссии Эмитента в соответствии с современными стандартами качества производства и управления при максимальном учете интересов всех заинтересованных сторон.

В своей деятельности ОАО "Уралкалий" учитывает коммерческие риски и факторы неопределенности как внутреннего, так и внешнего характера, которые могут оказать влияние на будущие результаты развития Эмитента. Управление рисками способствует краткосрочной и долгосрочной прогнозируемости деятельности Эмитента и минимизации потенциальных потерь.

Эмитент относит отдельные риски к несущественным, однако, понимает, что они могут стать существенными в будущих периодах.

Отраслевые риски

1. Общие риски

Внутренний рынок:

На внутреннем рынке России хлористый калий используется, в основном, в качестве сырья для производства сложных и смешанных удобрений и прочей химической продукции (около 80% внутреннего рынка), а также в качестве компонента для производства буровых растворов в нефтедобывающих предприятиях и как однокомпонентное удобрение для непосредственного внесения в почву. Также в незначительных количествах хлористый калий применяется в цветной металлургии и пищевой промышленности.

Количество хлористого калия, отгруженного на внутренний рынок во II квартале 2010 года, на 20% больше объема отгрузки продукции на внутренний рынок в I квартале 2010 года и на 14% выше по сравнению с соответствующим периодом 2009 года. В 2010 году перспективы роста потребления калийных и других видов минеральных удобрений в российском сельскохозяйственном производстве сохраняются благодаря большому вниманию к этому вопросу со стороны Правительства РФ. В частности, согласно Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы, планируется осуществлять субсидирование доли затрат на покупку минеральных удобрений из федерального бюджета. Согласно государственной программе на приобретение минеральных удобрений в 2010 году планируется выделить 4,12 млрд. рублей. В соответствии с прогнозами этой программы внесение в почву минеральных удобрений в 2010 году составит 2,5 млн. тонн (в пересчете на 100% действующих веществ), что на 14% превышает плановый показатель по внесению в почву минеральных удобрений в 2009 году.

Внешний рынок:

Основными потребителями калийных удобрений в мире являются Китай, страны Юго-Восточной Азии и Латинской Америки. Колебания спроса на этих рынках влияют на общемировой баланс спроса и предложения.

Кроме того, спрос на калийные удобрения обусловлен рядом макроэкономических параметров, таких как изменение мирового населения, количество плодородных земель на душу населения и рост доходов населения. Неблагоприятное изменение таких параметров может оказать негативное влияние на деятельность Эмитента.

Изменение ситуации на рынках сельскохозяйственной продукции может оказать негативное влияние на спрос на калийные удобрения. Поскольку основным направлением использования продукции Эмитента является использование ее в качестве удобрения производителями сельскохозяйственной продукции, постольку любые факторы, влияющие на уровень производства сельскохозяйственной продукции, а также на тип производимой продукции, могут способствовать сокращению спроса на калийные удобрения, что негативным образом отразится на финансовом состоянии и результатах деятельности Эмитента.

Дальнейшее развитие сельскохозяйственного производства, основанного на использовании органических удобрений, может снизить спрос на калийные удобрения. Сельскохозяйственное производство, основанное на использовании органических удобрений, в последнее время получило развитие в основном в связи с государственным субсидированием, негативным общественным отношением к применению пестицидов, опасениями, связанными с качеством пищевых продуктов, экологией и иными причинами. Снижение спроса на калийные удобрения вследствие развития сельского хозяйства, основанного на использовании органических удобрений, может существенно негативным образом отразиться на финансовом состоянии и результатах деятельности Эмитента.

Мировой рынок производства калийных удобрений характеризуется наличием ограниченного количества крупных производителей, каждый из которых конкурирует с Эмитентом. Указанные производители, конкурируя с Эмитентом, могут иметь определенные преимущества перед ним, которые выражаются, в частности, в стратегическом партнерстве с основными покупателями продукции, доступе к более дешевым источникам финансирования, доступе к более развитым высокодоходным рынкам и так далее. Наличие у конкурентов любого из вышеизложенных преимуществ может оказать существенное негативное влияние на финансовое состояние и результаты деятельности Эмитента.

Потенциальные новые участники рынка производства калийных удобрений могут ослабить существующее конкурентное положение Эмитента. Несмотря на то, что высокая стоимость и значительные временные затраты по строительству новых шахт и перерабатывающих заводов представляет собой существенный барьер для входа на рынок производства калийных удобрений, новые участники рынка могут получить доступ к не разведанным ранее запасам, либо к менее затратным способам добычи разведанных запасов. Появление новых участников рынка производства калийных удобрений может негативным образом отразиться на финансовом состоянии и результатах деятельности Эмитента.

Невозможность точно предсказать будущий сезонный спрос на удобрения может привести к появлению у Эмитента избыточных запасов продукции, либо к ее нехватке. В настоящее время Эмитент стремится к тому, чтобы управлять сезонностью спроса посредством реализации продукции покупателям на различных рынках и в различное время, таким образом, обеспечивая относительную равномерность уровня продаж в течение года. Однако в случае, если реализация данной стратегии Эмитентом окажется по какой-либо причине невозможной, Эмитент подвергается риску возникновения у него избыточных запасов продукции, либо риску ее нехватки. Избыточные запасы продукции, либо ее нехватка имеют особенное значение применительно к калийным удобрениям в связи с относительно небольшим допустимым сроком их хранения.

Негативное влияние последствий мирового финансового кризиса на мировой рынок калийных удобрений становится менее ощутимым, что свидетельствует о постепенном восстановлении рынка. Так, объемы продаж на экспорт во II квартале 2010 года выросли в 3,6 раза по сравнению с уровнем продаж в соответствующем периоде 2009 года. Объем экспортных поставок во II квартале 2010 года увеличился на 11% по сравнению с I кварталом 2010 года.

Изменения в таможенном регулировании стран получателей удобрений также могут оказать негативное влияние на деятельность Эмитента.

2. Риски, связанные с монополизированными рынками энергоресурсов, железнодорожных перевозок и других товаров и услуг.

Опережающий рост тарифов на продукцию и услуги естественных монополий может привести к значительному росту затрат и снижению конкурентоспособности выпускаемой продукции.

Эмитент снижает риски, связанные с ростом цен на энергоносители, путем перехода на собственное энергообеспечение, переоборудование производства с потребления жидких энергоносителей на потребление природного газа. Также Эмитентом ведется постоянная работа по оптимизации его транспортных потоков. ОАО "Уралкалий" располагает достаточным собственным парком вагонов для обеспечения бесперебойной отгрузки продукции, в 2003 году в г. Санкт-Петербург начало работу ОАО "Балтийский Балкерный Терминал" (дочернее общество Эмитента) для осуществления перевалки продукции Эмитента на экспорт.

В настоящее время ОАО "Уралкалий" поддерживает прочные отношения с иностранными поставщиками, однако, для увеличения доступности поставок и снижения риска срыва ведется активный поиск дополнительных источников импортных материалов, в частности среди представительств известных зарубежных фирм в Российской Федерации. Данные меры призваны сократить сроки изготовления и поставки и перераспределить риски, связанные с объемом закупок, таможенным оформлением и транспортировкой между поставщиком и покупателем.

3. Риски, связанные с возможным изменением цен на сырье, услуги, используемые Эмитентом в своей деятельности

Внутренний рынок:

Риски, связанные с повышением цен на сырье, остаются приемлемыми. Изменение цен в основном происходит в пределах запланированного уровня инфляции. Для снижения рисков повышения цен проводятся закупки путем проведения конкурса и запроса котировок. Предпочтение при осуществлении закупок отдается производителям продукции. Тем не менее, существует риск увеличения цен выше уровня инфляции у поставщиков-монополистов продукции. ОАО "Уралкалий" совместно с маркетинговыми фирмами проводит исследования рынка на предмет поиска производителей аналогов товаров фирм поставщиков-монополистов.

Наиболее значимые для производственного процесса качественные материалы и сырье приобретается точно в срок у аккредитованных поставщиков. Данные меры не только позволяют снизить закупочные цены, но и обеспечить снабжение производства качественным сырьем. Постоянно ведется поиск новых конкурентоспособных поставщиков. Для закупок используются электронные торговые площадки. Это позволяет поддерживать необходимый уровень конкуренции.

Внешний рынок:

Существуют риски, связанные с повышением цен на закупаемое сырье на внешнем рынке, в том числе: экономические (такие как рост курса доллара США, евро по отношению к рублю; рост цен на металлоизделия импортного производства, в т.ч. меди, стали); политические риски (войны, беспорядки, народные волнения) и прочие риск-образующие факторы.

В настоящее время ОАО "Уралкалий" поддерживает прочные отношения с иностранными поставщиками, однако для увеличения доступности поставок и снижения риска их срыва ведется активный поиск дополнительных источников импортных материалов, в частности среди представительств известных зарубежных фирм в Российской Федерации. Данные меры призваны сократить сроки изготовления и поставки и перераспределить риски, связанные с объемом закупок, таможенным оформлением и транспортировкой между поставщиком и покупателем.

Для диверсификации рисков, связанных с повышением цен на основное сырье (металлоизделия, реагенты, химическая продукция, запчасти к импортным приборам), Эмитент работает с широким кругом поставщиков из-за рубежа.

Достаточно значителен риск повышения импортных пошлин на ввозимую из-за рубежа продукцию, что вызовет необходимость либо перейти на использование в производстве российского сырья, либо повышать цены на производимую продукцию.

4. Риски, связанные с возможным изменением цен на продукцию и/или услуги Эмитента

Внутренний рынок:

Эмитент и Федеральная антимонопольная служба в мировом соглашении, утвержденном Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 13 марта 2008 года, установили формулу цены для поставок удобрений на внутренний рынок. Для калькуляции цены по указанной формуле расчетной ценой на хлористый калий является цена для Рынка с минимальной ценой (в соответствии с определением в мировом соглашении). Установленная формула цены будет действовать в течение 5 лет и затем может быть продлена на аналогичный срок.

В качестве временной антикризисной меры, а также в целях реализации государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 2012 годы, в договорах с производителями сложных удобрений в 2010 году, Эмитентом согласована цена в размере 4 300 рублей за тонну (FCA, без НДС, без упаковки).

Эмитент, исполняя условия подписанного между "Российской ассоциацией производителей удобрений" и "Агропромышленным союзом России" Соглашения по взаимодействию с целью удовлетворения потребностей сельхозтоваропроизводителей агропромышленного комплекса России в минеральных удобрениях в 2008-2012 годах, определил максимальный уровень цен для поставок в первом полугодии 2010 года калийных удобрений российским сельхозпроизводителям (для прямого внесения в почву) в размере 4 550 рублей за тонну (FCA, без НДС, без упаковки). С целью поддержки отечественного агропромышленного комплекса в период весенних полевых работ, с 17 марта 2010 года данная цена была снижена до 4 250 руб. за тонну (FCA, без НДС, без упаковки) до конца первого полугодия 2010 г.

Внешний рынок:

Негативное влияние последствий мирового финансового кризиса на мировой рынок калийных удобрений становится менее ощутимым, что свидетельствует о постепенном восстановлении рынка. Согласно прогнозам аналитиков, к концу 2010 года уровень спроса на хлористый калий вырастет в 2 раза по сравнению с уровнем прошлого года. Восстановление рынка хлористого калия до докризисного уровня ожидается в 2011 году.

Также цены на калийные удобрения в значительной степени зависят от предложения на рынке калийных удобрений, а также от уровня их добычи, и избыток предложения, также как и повышенный уровень добычи калийных удобрений, могут оказать негативное влияние на деятельность Эмитента.

5. Риски, связанные с производством горных работ, осуществляемых Эмитентом.

Важнейшим фактором, представляющим потенциальную опасность для людей, оборудования, производственных, инженерных и жилых сооружений, а также окружающей природной среды, являются горные работы. В частности, к рискам, связанным с горными работами Эмитента, относятся:

- затопление горных выработок;

- оседания земной поверхности, обрушения горных пород, образование карстовых воронок;

- подземные пожары и взрывы, в том числе вызванные горючими газами;

- выбросы породы и газа;

- другие аварии и обстоятельства, возникающие при бурении, взрывных работах, выемке и переработке руд;

- сейсмическая активность.

Если какой-либо из этих рисков материализуется, он может оказать существенное негативное влияние на хозяйственную деятельность Эмитента, его финансовое положение и операционные результаты.

Особенностью горных ситуаций является то, что они, как правило, связаны с нестандартными условиями и характеризуются высокой степенью индивидуальности. Причины их возникновения могут накапливаться постепенно (в течение нескольких лет или даже нескольких десятков лет), и опасность сохраняется длительное время даже после принятия необходимых охранных мер. Ряд явлений в недрах происходит внезапно, носит взрывной характер. Риск при ведении горных работ присутствует всегда, оценка потенциального риска производится как на стадии проектирования, так и ведения горных работ путем регламентных, мониторинговых измерений и тематических исследований породного массива. Работы в указанных направлениях ведутся специалистами ОАО "Уралкалий" и специализированными организациями постоянно. Наиболее значимыми факторами, ведущими к снижению данных рисков, являются: проведение комплексного мониторинга геологической среды; научная оценка и обоснование безопасного ведения горных работ; техническая исправность оборудования, систем контроля и сигнализации, позволяющая выявить аварию на начальной стадии; соблюдение обслуживающим персоналом инструкций и правил безопасной эксплуатации оборудования, производственной дисциплины; наличие финансово-материальных средств для предотвращения, локализации и ликвидации аварии; готовность обслуживающего персонала, специальных служб и подразделений к локализации и ликвидации аварии. Проводимая в компании работа по обеспечению безопасности производства позволяет предприятию снизить риск возникновения аварий и устойчиво работать.

Результаты проведенного ОАО "Уралкалий" анализа запасов и ресурсов ОАО "Уралкалий" могут несколько отличаться от фактического количества запасов, которое ОАО "Уралкалий" может добывать, а колебания рыночных цен и изменения эксплуатационных и капитальных затрат могут сделать разработку определенных запасов или участков месторождений нерентабельной.

Результаты проведенного ОАО "Уралкалий" исследования имеющихся на балансе запасов отражают количество минерального сырья, которое в настоящих и предполагаемых условиях и в случае предполагаемого продления определенных лицензий может рентабельно добываться и обогащаться путем извлечения содержащихся в нем минеральных солей. Однако разведка запасов представляет собой субъективный процесс оценки запасов минералов, которые не могут быть измерены абсолютно точно, причем точность любой оценки запасов зависит от качества исходных данных, инженерной и геологической интерпретации и заключений.

Колебания рыночных цен на минералы, снижение уровня их извлечения, рост себестоимости производства из-за инфляции и других факторов могут сделать разработку разведанных запасов и ресурсов с относительно низким содержанием минералов нерентабельной и, в конце концов, привести к переоценке запасов, что может оказать существенное отрицательное влияние на коммерческую деятельность ОАО "Уралкалий", его финансовое положение, перспективы и операционные результаты.

Региональные риски

В случае возникновения одного или нескольких перечисленных ниже рисков Эмитент предпримет все возможные меры по минимизации негативных последствий. Параметры проводимых мероприятий будут зависеть от особенностей создавшейся ситуации в каждом конкретном случае. Эмитент не может гарантировать, что действия, направленные на преодоление возникших негативных изменений, смогут привести к исправлению ситуации, поскольку описанные факторы находятся вне контроля Эмитента.

В случае возникновения существенной политической или экономической нестабильности в России или в отдельно взятом регионе, которая негативно повлияет на деятельность и доходы Эмитента, Эмитент предполагает предпринять ряд мер по антикризисному управлению с целью мобилизации деятельности и максимального снижения возможности оказания негативного воздействия политической или экономической ситуации в стране и соответствующем регионе.

Тем не менее, в случае отрицательного влияния страновых и региональных изменений на свою деятельность Эмитент планирует осуществить следующие общие мероприятия, направленные на поддержание деятельности Эмитента в целом:

· предпринять меры, направленные на жизнеобеспечение работников Эмитента, на обеспечение работоспособности Эмитента;

· по возможности, сохранять основные средства до момента изменения ситуации в лучшую сторону;

· оптимизировать затраты;

· пересмотреть программу капиталовложений.

1. Риски, связанные с политической и экономической ситуацией в стране и регионе, в которых Эмитент зарегистрирован в качестве налогоплательщика и/или осуществляет основную деятельность.

Страновые риски Эмитента определяются присущими России текущими социальными, политическими и экономическими рисками и международным финансовым рейтингом России, что находится вне контроля Эмитента.

В последние годы в России происходили позитивные изменения в общественных сферах достигнута определенная политическая стабильность, проводились экономические реформы.

Экономики развивающихся стран, в том числе экономика Российской Федерации, в значительной степени зависят от конъюнктуры развитых рынков, и, в случае оттока денежной массы с развивающихся рынков, существенно снизятся темпы их экономического развития. Также нельзя полностью исключить вероятность дестабилизации экономической ситуации в России, связанной с резким снижением цен на нефть.

Стабильность и развитие российской экономики во многом зависит от эффективности экономических мер, принимаемых Правительством Российской Федерации. Правительство еще не завершило реформы банковской, судебной, налоговой и административной систем. Любой из рисков, указанных ниже, которым была подвержена российская экономика в прошлом, может существенным образом отразиться на инвестиционном климате в России и деятельности Эмитента. В прошлом российская экономика, в частности, страдала от следующих негативных явлений:

· значительного снижения валового внутреннего продукта;

· гиперинфляции;

· нестабильности валюты;

· высокого уровня государственного долга по отношению к валовому внутреннему продукту;

· слабости банковской системы, которая предоставляет российским предприятиям ограниченные объемы ликвидности;

· высокого процента убыточных предприятий, продолжающих деятельность в связи с отсутствием эффективной процедуры банкротства;

· широкого использования взаимозачетных схем и схем с использованием неденежных форм расчетов по коммерческим сделкам;·

· устойчивого оттока капиталов;

· значительного повышения полной и частичной безработицы;

· низкого уровня жизни значительной части российского населения.

Нельзя гарантировать, что наметившиеся положительные тенденции российской экономики последних лет, включая повышение валового внутреннего продукта, относительную стабильность рубля и снижение темпов инфляции, сохранятся в будущем. Кроме того, колебания мировых цен на нефть и газ, укрепление рубля в реальном выражении по отношению к доллару США, а также последствия ослабления денежно-кредитной политики или иные факторы могут в будущем оказать неблагоприятное воздействие на российскую экономику и деятельность Эмитента.

Экономика России не защищена от рыночных спадов и замедления экономического развития в других странах мира. Как уже случалось в прошлом, финансовые проблемы или обостренное восприятие рисков инвестирования в страны с развивающейся экономикой могут снизить объем иностранных инвестиций в Россию и оказать отрицательное воздействие на российскую экономику. Кроме того, поскольку Россия производит и экспортирует большие объемы природного газа и нефти, иных энергоносителей и полезных ископаемых, российская экономика особо уязвима перед изменениями мировых цен на сырье, а падение таких цен может замедлить или поколебать развитие российской экономики. Эти события могут серьезно ограничить доступ Эмитента к рынкам капитала.

Кроме того, поскольку Эмитент осуществляет экспорт продукции в различные страны, политическая и экономическая ситуация в этих странах также оказывает существенное влияние на его деятельность. В частности, политика, проводимая правительствами стран-импортеров хлористого калия, может существенно повлиять на деятельность Эмитента в случае:

· смены состава правительства страны-импортера хлористого калия;

· следования протекционистской политике в целях защиты местных производителей калийных удобрений;

· наличия более тесных экономических или политических связей с иными странами-экспортерами калийных удобрений;

· предпочтения калийным удобрениям иных видов удобрений;

· стремления к усилению конкуренции;

· ротации поставщиков калийных удобрений в целях сохранения прочной рыночной позиции;

· поддержания повышенного количества запасов калийных удобрений в целях сохранения прочной рыночной позиции.

Любое из вышеперечисленных событий может снизить спрос на калийные удобрения, что окажет существенное негативное воздействие на финансовое состояние и результаты деятельности Эмитента.

Риски в связи с осуществлением деятельности на развивающихся рынках, во-первых, связаны с тем, что состояние этих рынков, а также регулирующее их законодательство подвержены достаточно частым и неожиданным изменениям, в связи с чем информация о данных рынках, содержащаяся в настоящем ежеквартальном отчете, быстро утрачивает свою актуальность. Кроме того, развивающиеся рынки в большей степени подвержены различного рода финансовым кризисам, которые могут оказать существенное негативное воздействие на финансовое состояние и результаты деятельности Эмитента.

2. Риски, связанные с географическими и климатическими особенностями.

Риски, связанные с географическими и климатическими особенностями, по мнению Эмитента, не являются для него значительными. ОАО "Уралкалий" зарегистрировано в качестве налогоплательщика и осуществляет свою основную деятельность в городе Березники Пермского края, который входит в состав Приволжского федерального округа.

ОАО "Уралкалий" расположено в местности, которая характеризуется умеренно континентальным климатом с продолжительной и сравнительно сухой зимой. Среднемноголетняя годовая сумма осадков составляет 745 мм. Средняя толщина снежного покрова составляет 45 см. Устойчивый снежный покров наступает с 25 октября и держится до середины апреля. Среднемесячная скорость ветра колеблется в пределах 2,3-6,0 м/с. Согласно общему сейсмическому районированию территории Российской Федерации, район г. Березники не является сейсмически опасным, однако ранее в районе г. Березники отмечались проявления техногенной сейсмичности, природа которых до конца не ясна.

Социально-экономическая ситуация в Пермском крае характеризуется стабильностью, вместе с тем, Пермскому краю присущи риски, которым подвержена Российская Федерация в целом. В настоящее время инвестиционная привлекательность Пермского края оценивается высоко по сравнению с большинством субъектов Российской Федерации. Что касается динамики и состояния инвестиционного рейтинга Пермского края в предшествующий период, то согласно рейтингу журнала "Эксперт", практически в течение всего периода составления рейтингов в 1998-2009 г.г. Пермский край держится в числе регионов-лидеров, а его рейтинг оценивается как "Средний потенциал - умеренный риск" (2B). То же агентство в 2009 году располагало Пермский край на 8-м месте по уровню инвестиционного потенциала среди регионов России (источник: http://www.raexpert.ru/ratings/regions/2009/).

Географическое положение Пермского края определяет полноценную структуру транспортной системы. На территории края пересекаются трансконтинентальные железнодорожные, автомобильные и воздушные линии, находятся четыре самых восточных порта единой глубоководной системы европейской части России, обеспечивающих выход в Северную и Южную Европу.

Основные полезные ископаемые на территории Пермского края - нефть и газ, калийно-магниевые и натриевые соли, драгоценные (алмазы) и поделочные (селенит) камни, золото и платина, хромовые руды, металлургическое и цементное сырье, карбонатное сырье. В крае открыто 205 месторождений нефти и газа, находится крупнейшее в России Верхнекамское месторождение калийно-магниевых и каменных солей. На севере - восемь месторождений россыпных алмазов.

Экономика края индустриального типа, включает в себя более 500 крупных и средних предприятий различных отраслей.

Пермский край занимает одно из ведущих мест по объему вывоза продукции, в том числе на внешний рынок. По объемам экспорта край входит в пятерку регионов - крупнейших экспортеров в России.

Тем не менее, инфраструктура России, включая Пермский край, была создана в основном в советскую эпоху и последние десятилетия не получала достаточного финансирования и обслуживания. В этой связи в настоящее время наблюдается кризис, связанный со значительным износом основных фондов предприятий, обеспечивающих нормальное функционирование всех процессов деятельности государства и общества. Особенно нуждаются в обновлении фондов транспортная, энергетическая отрасли, связь, капитальное строительство.

Ухудшение состояния инфраструктуры в России наносит вред экономическому развитию, нарушает транспортировку товаров и грузов, увеличивает издержки ведения производственной деятельности в России и может привести к перебоям в финансово-хозяйственной деятельности, тем самым, оказывая существенное неблагоприятное воздействие на деятельность и стоимость акций Эмитента.

3. Риски, связанные с возможными военными конфликтами, введением чрезвычайного положения и забастовками.

Российская Федерация является многонациональным государством, включает в себя регионы с различным уровнем социального и экономического развития, в связи с чем, нельзя полностью исключить возможность возникновения в России внутренних конфликтов, в том числе, с применением военной силы. Также Эмитент не может полностью исключить риски, связанные с возможным введением чрезвычайного положения в регионах, на территории которых расположены его активы, и в России в целом. Риски, связанные с возможными военными конфликтами, введением чрезвычайного положения и забастовками, по мнению Эмитента, не являются значительными в связи с тем, что Пермский край географически отдален от зон существующих конфликтов и военных действий. Серьезный ущерб деятельности российских предприятий, в том числе, Эмитента, могут нанести акты терроризма, как внутренние, так и международные, влияние которых негативным образом отразится на иностранных инвестициях и стоимости ценных бумаг Эмитента.

Финансовые риски

Если Эмитент не сможет получить достаточный объем финансирования на приемлемых условиях, он может столкнуться с незапланированными финансовыми требованиями. Любой из указанных случаев может значительным образом негативно повлиять на доходы, результаты деятельности Эмитента и исполнение обязательств по его ценным бумагам.

В результате мирового финансового кризиса и ужесточения кредитной политики банков риск того, что Эмитент не сможет получить необходимое финансирование, возрастает.

Поскольку ОАО "Уралкалий" является крупным экспортером, и на экспорт отправляется основная часть производимой продукции, а также импортируется технологическое оборудование и материалы, Эмитент подвержен риску потерь вследствие колебаний обменных курсов валют. Валютный риск может повлиять на размер прибыли: повышение курса иностранной валюты по отношению к национальной увеличивает прибыль и, наоборот, повышение курса национальной валюты уменьшает.

Продолжающийся в настоящее время мировой финансовый кризис привел к девальвации национальной валюты, что способствует увеличению прибыли Эмитента от экспортных операций.

В случае если негативное изменение валютного курса будет принимать серьезный и устойчивый характер, Эмитент имеет возможность частично хеджировать этот риск путем заключения опционных и форвардных сделок.

Также, поскольку ОАО "Уралкалий" в качестве источника финансирования пользуется кредитами банков, он может понести дополнительные расходы при увеличении процентных ставок.

Риск отрицательного влияния изменения процентных ставок оценивается как невысокий, поскольку безупречная кредитная история и хорошее финансовое состояние позволяют Эмитенту привлекать кредиты на самых выгодных условиях.

Тем не менее, Эмитент продолжает работу по оптимизации кредитного портфеля:

· диверсифицирует кредитный портфель, привлекая кредиты у разных банков, в т.ч. у российских дочерних организаций западных банков;

· проводит реструктуризацию, замещая краткосрочные кредиты долгосрочными;

. выходит на международные рынки капиталов.

Длительные периоды повышенной инфляции, по мнению Эмитента, могут увеличить расходы Эмитента и сократить размер его текущей прибыли. Несмотря на относительно стабильный уровень инфляции, которая, в соответствии с данными Росстата, составила в 2005, 2006, 2007, 2008 ,2009 г.г. 10,9%, 9%, 11,9%, и 13,3% и 8,8%, соответственно, Эмитент, тем не менее, остается подвержен риску увеличения расходов, обусловленных уровнем инфляции (в частности, расходов по выплате заработной платы, уровень которой привязан к общему уровню цен в Российской Федерации).

Отрицательное влияние инфляции на финансово-экономическую деятельность Эмитента может быть вызвано следующими рисками:

· риск, связанный с потерями в реальной стоимости дебиторской задолженности при существенной отсрочке или задержке платежа;

· риск увеличения себестоимости товаров, продукции, работ, услуг из-за увеличения цены на энергоносители, транспортные расходы, заработную плату и т.п.;

· риск уменьшения реальной стоимости средств, привлеченных для финансирования инвестиционных программ.

В целях снижения возможного негативного влияния инфляции на свою деятельность Эмитент планирует увеличить в своих активах долю краткосрочных финансовых инструментов, провести мероприятия по сокращению внутренних издержек.

Основным показателем, наиболее подверженным изменению, связанным с финансовыми рисками, является прибыль Эмитента. В результате мирового финансового кризиса и ужесточения кредитной политики банков, риск роста процентных ставок по кредитам возрастает. С ростом процентных ставок увеличиваются выплаты по процентам за пользование кредитами коммерческих банков и, соответственно, снижается прибыль Эмитента. Рост стоимости иностранной валюты, необходимой для уплаты по контрактам на строительство новых мощностей, при отсутствии хеджирования этого риска также повлечет снижение прибыли Эмитента.

Правовые риски

Ниже приводятся основные категории правовых рисков, которым подвергается Эмитент.

1. ОАО "Уралкалий", как предприятие, подавляющая часть продукции которого экспортируется, в достаточной высокой степени зависит от изменения валютного законодательства. При этом Эмитент отслеживает все нормативные правовые акты в сфере валютного регулирования и выполняет все требования действующего валютного законодательства РФ. В настоящее время вероятность кардинального изменения валютного законодательства, ухудшающего положение Общества на внешнем рынке, оценивается как низкая.

Тем не менее, валютное законодательство Российской Федерации подвержено частым изменениям. Несмотря на недавнюю либерализацию режима валютного контроля в России и отмену некоторых запретов с 01.01.2007 г., существующее валютное законодательство все еще содержит некоторые ограничения, в том числе запрет на совершение валютных операций между резидентами, за исключением тех, которые прямо разрешены законом о валютном регулировании и валютном контроле и нормативными правовыми актами Центрального банка РФ. Данные ограничения могут повлиять на возможности Эмитента свободно совершать некоторые сделки, необходимые для успешного ведения бизнеса. Существенные изменения в законодательстве о валютном регулировании и валютном контроле могут привести к затруднению исполнения обязательств по договорам с контрагентами.

2. Аналогичные обстоятельства присутствуют и при оценке правовых рисков, вызываемых изменением правил таможенного контроля и пошлин. Введение вывозной таможенной пошлины на производимую Эмитентом продукцию может оказать существенное негативное влияние на финансовое состояние Эмитента и результаты его деятельности.

3. Учитывая систематизацию и урегулированность большинства вопросов в законодательном (на уровне федеральных законов и кодифицированных нормативных правовых актов) порядке, правовые риски, связанные с изменением налогового законодательства, Эмитент оценивает как средние. Эмитент постоянно реагирует на изменения в налоговом законодательстве с целью наиболее полного и адекватного выполнения его требований.

Налоговое законодательство Российской Федерации подвержено достаточно частым изменениям. По мнению Эмитента, данные риски влияют на Эмитента так же, как и на всех субъектов рынка.

Негативно отразиться на деятельности Эмитента могут, в числе прочих, следующие изменения, связанные с:

· внесением изменений или дополнений в акты законодательства о налогах и сборах, касающихся увеличения налоговых ставок;

· введением новых видов налогов;

· иными изменениями в российской налоговой системе.

Данные существенные, так же как и иные изменения в налоговом законодательстве, могут привести к увеличению налоговых платежей и, как следствие, снижению чистой прибыли Эмитента. Изменения российской налоговой системы могут оказать существенное негативное влияние на привлекательность инвестиций в акции Эмитента.

Российские общества выплачивают значительные налоговые платежи по большому количеству налогов. Эти налоги, в частности, включают:

· налог на прибыль;

· налог на добавленную стоимость;

· единый социальный налог;

· налог на добычу полезных ископаемых;

· земельный налог;

· транспортный налог;

· налог на имущество.

В России законодательные и подзаконные нормативные акты, регулирующие указанные налоги, не имеют большой истории применения по сравнению с другими странами, таким образом, правоприменительная практика часто неоднозначна или еще не успела сложиться. В настоящее время существует лишь ограниченное количество общепринятых разъяснений и толкований налогового законодательства. Часто различные министерства, ведомства и органы законодательной власти имеют различные мнения относительно трактовки налогового законодательства, создавая неопределенность и возможности для конфликта. Эти факторы создают российские налоговые риски, которые существенно выше, чем такие же риски в странах с более развитой налоговой системой.

Налоговая система в России часто изменяется, а налоговое законодательство иногда непоследовательно применяется на федеральном, региональном и местном уровнях. В некоторых случаях новые налоговые правила получают обратную силу. В дополнение к существенному налоговому бремени, эти обстоятельства усложняют налоговое планирование и принятие соответствующих решений. Нечеткость законодательства подвергает Эмитента риску выплаты существенных штрафов и пеней, несмотря на стремление соответствовать законодательству, и может привести к повышению налогового бремени. В России могут быть введены новые налоги. Соответственно, Эмитент может быть вынужден платить существенно более высокие налоги, что может оказать существенное негативное влияние на деятельность Эмитента. В последние годы в рамках налоговой реформы налоговая система Российской Федерации претерпела значительные изменения. Новые законы уменьшили количество налогов и общее налоговое бремя на бизнес в России, а также упростили налоговое законодательство. Тем не менее, новое налоговое законодательство по-прежнему оставляет значительное количество открытых вопросов, что усложняет налоговое планирование и принятие соответствующих решений.

В случае внесения изменений в законодательство, регулирующее налогообложение, Эмитент намерен планировать свою финансово-хозяйственную деятельность с учетом этих изменений.

4. Правовые риски, связанные с изменением требований по лицензированию основной деятельности Эмитента либо лицензированию прав пользования объектами, нахождение которых в обороте ограничено (включая природные ресурсы), также оцениваются Эмитентом как невысокие, поскольку перечень лицензируемых видов деятельности, а также правовое регулирование лицензирования являются относительно устоявшимися и урегулированы Законом РФ "О недрах", Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также иными федеральными законами и подзаконными актами. Общая направленность политики Российской Федерации в этой сфере связана со снижением административных барьеров для предпринимательской деятельности и ликвидацией избыточных функций министерств и ведомств, упрощением процедур получения и переоформления лицензии, обеспечением открытости и доступности для предпринимателей информации о лицензировании.

В случае существенных изменений требований по лицензированию деятельности Эмитента либо лицензированию прав пользования объектами, нахождение которых в обороте ограничено, Эмитент примет необходимые меры для получения соответствующих лицензий и разрешений.

5. Антимонопольное регулирование, сложившееся в странах, в которых Эмитент осуществляет свою основную деятельность, может оказать негативное воздействие на деятельность Эмитента. В частности, в отдельных странах деятельность Эмитента может становиться объектом различных антимонопольных предписаний, включая, в том числе, его деятельность, связанную с владением им 50% акций совместного предприятия БКК в Белоруссии. БКК, Эмитент и РУП "ПО "Беларуськалий" могут в отдельных странах подпадать под действие антимонопольного законодательства, поскольку БКК одновременно реализует продукцию Эмитента и его непосредственного конкурента, РУП "ПО "Беларуськалий". Кроме того, Эмитент внесен Федеральной антимонопольной службой России в реестр лиц, имеющих долю на рынке хлористого калия свыше 35%, что налагает на Эмитента ряд дополнительных ограничений и требований. Любые антимонопольные предписания, также как и обвинения в нарушении антимонопольного законодательства, могут оказать существенное неблагоприятное воздействие на финансовое состояние и результаты деятельности Эмитента.

В 2008 году несколько потребителей хлористого калия, в том числе компания Minn-Chem, Inc., Gage"s Fertilizer & Grain, Inc. и некоторые другие, предъявили в федеральные суды штатов Миннесота и Иллиноис в США гражданские антимонопольные иски против Эмитента, БКК, а также некоторых других производителей и продавцов хлористого калия, включающих Potash Corporation of Saskatchewan, Inc., ОАО "Сильвинит", РУП "ПО "Беларуськалий" и других. В исках указывается на установление и поддержание цен ответчиками в нарушение Акта Шермана (США) в период с 1 июля 2003 года, и содержится просьба о рассмотрении исков в качестве классовых в защиту и от имени всех лиц, занимающих сходное с истцами положение. Эмитент намерен решительно защищать себя в судебных процессах по всем указанным и аналогичным искам.

20 августа 2009 г. Федеральная антимонопольная служба России возбудила в отношении ОАО "Уралкалий" и ОАО "Сильвинит" дело по признакам нарушений, предусмотренных Федеральным законом "О защите конкуренции":

· установление и поддержание ОАО "Уралкалий" и ОАО "Сильвинит" монопольно высокой цены товара;

· экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление ОАО "Уралкалий" различных цен на один и тот же товар.

Предполагая наличие разных рынков хлористого калия (для целей нефтедобычи, химического производства и для целей производства сложных минеральных удобрений), на заседании Комиссии ФАС России 8 октября 2009 было принято решение о выделении дела, в рамках которого рассматриваются материалы, касающиеся хлористого калия, используемого в химической и нефтедобывающей промышленности, в том числе заявления и материалы ОАО "ТНК-ВР Холдинг", ОАО "НК "Славнефть", ООО "Сода-Хлорат". 3 февраля 2010 года Комиссия ФАС России приняла решение по делу с нефтехимическими предприятиями, в котором установила, что в действиях ОАО "Уралкалий", ОАО "Сильвинит" и ООО Торговая компания "Минерал" (сбытовая организация ОАО "Сильвинит") отсутствуют нарушения Федерального закона "О защите конкуренции".

В рамках первоначального дела рассматривались отношения, сложившиеся между производителями - ОАО "Сильвинит" (со сбытовой организацией ООО "Минерал Трейдинг"), ОАО "Уралкалий" и потребителями хлористого калия, произведенного как флотационным, так и галургическим способом, т. е. производителями сложных минеральных удобрений. 21 декабря 2009 года Комиссия ФАС России приняла решение о том, что действия ООО "Минерал Трейдинг" (совместно с ОАО "Сильвинит") и ОАО "Уралкалий" по установлению цен на хлористый калий для производителей сложных минеральных удобрений на 3 квартал 2009 года являются согласованными, что запрещено положениями п. 1 ч. 1 ст. 11 Федерального закона "О защите конкуренции". Кроме того, Эмитенту было выдано предписание считать индикативной для целей последующего расчета цены на хлористый калий в 2010 году экономически обоснованную цену на указанный товар в 2009 году в размере 3 755 руб. за тонну.

На основании вынесенного решения ФАС России 17 февраля 2010 г. возбудила в отношении ОАО "Уралкалий" дело об административном правонарушении, выразившемся в осуществлении согласованных действий, недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством РФ, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.32 КоАП РФ. По итогам рассмотрения дела об административном правонарушении ФАС России 3 июня 2010 года вынесла постановление, в котором признала Эмитента виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.32 КоАП РФ, и назначила наказание в виде административного штрафа в размере 103 697 739 рублей, что составляет 5% от суммы выручки товара, на рынке которого совершенно правонарушение.

Эмитент не согласен с решением, предписанием и постановлением ФАС России и обратился в суд с требованием о признании их недействительными. Эмитент намерен решительно защищать себя в процессе рассмотрения указанных дел.

6. Деятельность Эмитента в значительной степени регулируется законодательством об охране окружающей среды. Любые изменения в сложившейся системе правового регулирования охраны окружающей среды могут повлечь дополнительные расходы со стороны Эмитента, которые он не планировал.

Также существует риск возникновения конфликтов с государственными органами или общественными организациями, в том числе экологическими, в результате установления повышенных требований к деятельности Эмитента в области охраны окружающей среды. Операционная деятельность Эмитента сопряжена с рисками в части здравоохранения, промышленной и экологической безопасности, свойственными горной отрасли. Эмитент несет и будет нести существенные капитальные и операционные расходы в процессе выполнения ужесточающихся требований российского законодательства и государственного регулирования в отношении охраны окружающей среды, здравоохранения и промышленной безопасности. Соответственно, нельзя быть абсолютно уверенным, что будущие расходы на мероприятия и выполнение обязательств, связанных с вопросами охраны окружающей среды, здравоохранения и промышленной безопасности, не окажут существенного негативного влияния на деятельность Эмитента и стоимость его ценных бумаг. Новые нормативные правовые акты, введение более строгих требований к лицензированию, ужесточение или новая трактовка экологического законодательства, либо появление новых видов загрязнений, могут потребовать дополнительных расходов.

7. Изменение судебной практики по вопросам, связанным с деятельностью Эмитента (в том числе по вопросам лицензирования), с большей вероятностью возможно в положительную сторону как для результатов его деятельности, так и для результатов текущих судебных процессов, в которых участвует Эмитент. Система арбитражных судов в Российской Федерации при рассмотрении дел придерживается принципа верховенства закона и достаточно эффективно защищает права Эмитента в случае их нарушения, создавая соответствующую судебную практику. В связи с этим правовые риски, связанные с изменением судебной практики по вопросам, связанным с деятельностью Эмитента (в том числе по вопросам лицензирования), которые могут негативно сказаться на результатах его деятельности, а также на результатах текущих судебных процессов, в которых участвует Эмитент, оцениваются им как невысокие.

Эмитент внимательно изучает изменения судебной практики, связанной с его деятельностью (в том числе по вопросам лицензирования) с целью оперативного учета данных изменений. Судебная практика анализируется как на уровне Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, так и на уровне окружных федеральных арбитражных судов, анализируется правовая позиция Конституционного Суда РФ по отдельным вопросам правоприменения.

В случае изменения судебной практики по вопросам, связанным с деятельностью Эмитента, Эмитент намерен планировать свою финансово-хозяйственную и производственную деятельность с учетом такого изменения.

Одной из главных проблем судебной системы России является неэффективность существующей системы приведения в исполнение судебных решений, в результате чего исполнение судебных решений на практике может оказаться затруднительным.

Возникают риски неправильного применения правовых норм при принятии и реализации управленческих решений. Эмитент предпринимает действия, направленные на уменьшение данного риска, в частности:

· в отношении проектов документов Эмитента проводится юридическая, финансовая и бухгалтерская экспертиза, а также (в зависимости от содержания документа) техническая экспертиза;

· Эмитент организует на систематической основе повышение квалификации сотрудников юридических, финансовых, бухгалтерских, кадровых, технических и всех других подразделений;

· по мере необходимости Эмитент пользуется услугами независимых юридических, финансовых, управленческих, технических и иных консультантов.

8. Новое расследование причин затопления рудника БКПРУ-1 ОАО "Уралкалий".

17 октября 2006 года на одном из участков старейшего в компании рудника БКПРУ-1 был зафиксирован повышенный неконтролируемый приток подземных вод. Работа данного рудника была прекращена, а дальнейшие производственные планы компании пересмотрены. 28 октября 2006 года Комиссия по расследованию причин аварии, созданная Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), провела расследование причин затопления и пришла к выводу, что главной его причиной стала "ранее неизвестная геологическая аномалия", а отработка запасов на аварийном участке проводилась в соответствии с нормативными документами того времени. Обстоятельства, предшествующие аварии, были классифицированы комиссией как "чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях, независящие от воли всех участников правоотношений".

Однако Ростехнадзор 11 ноября 2008 г. издал приказ о создании комиссии для дополнительного расследования причин аварии на руднике БКПРУ-1 ОАО "Уралкалий".

Согласно акту нового расследования, подготовленному 29 января 2009 г., причиной аварии является "совокупность геологических и технологических факторов". Геологические факторы включают в себя "аномальное строение соляной и надсоляной толщи". К технологическим факторам относится "применявшаяся ранее недропользователем технология отработки", а именно: "отработка двух сильвинитовых пластов с повышенной степенью нагружения целиков", "отсутствие зон смягчения у постоянно остановленных границ горных работ", "неоставление охранного целика под железной дорогой", "ведение закладочных работ с большим запаздыванием и не в полном объеме".

В акте нового расследования перечислены расходы на ликвидацию последствий аварии на момент расследования. К ним относятся расходы бюджетов всех уровней, включая расходы на переселение жителей г. Березники, а также расходы на строительство обходного 6-километрового железнодорожного пути. Совокупная сумма всех этих расходов, перечисленных в акте, на момент расследования составляет около 3,1 млрд рублей.

На сегодняшний день отсутствуют какие-либо судебные решения, обязывающие ОАО "Уралкалий" произвести выплату указанных в акте расходов. Тем не менее, ОАО "Уралкалий" добровольно в рамках социальной ответственности компании в апреле 2009 года перечислило около 2,3 млрд. рублей в доход бюджета Пермского края и около 36 млн. рублей в бюджет г. Березники на возмещение затрат, связанных с ликвидацией последствий аварии, а также в декабре 2009 года произвело финансирование дефицита строительства 53-километрового железнодорожного участка Яйва-Соликамск в размере 5 млрд. рублей и компенсировало затраты ОАО "РЖД" в объеме 0,454 млрд. рублей на строительство 6-километрового обходного железнодорожного пути. Кроме того, в марте 2010 года Совет директоров ОАО "Уралкалий" принял решение о том, что Эмитент готов добровольно в рамках социальной ответственности компании компенсировать дополнительные расходы в размере 1 млрд. рублей, связанные со строительством 53-километрового железнодорожного участка Яйва-Соликамск.

Эмитент не исключает возможности предъявления претензий о компенсации расходов, связанных с ликвидацией последствий аварии, размер которых может быть существенным.

Риски деятельности

Риски, свойственные исключительно Эмитенту, в том числе:

1. Риски, связанные с текущими судебными процессами, в которых участвует Эмитент: такие риски оцениваются ОАО "Уралкалий" как невысокие. Система арбитражных судов в Российской Федерации достаточно эффективно защищает права Эмитента в случае их нарушения, создавая соответствующую судебную практику.

В то же время, Эмитент и его дочерние Общества могут стать участниками некоторых существенных судебных разбирательств.

Так, в 2008 году несколько потребителей хлористого калия, в том числе компания Minn-Chem, Inc., Gage"s Fertilizer & Grain, Inc. и некоторые другие, предъявили в федеральные суды штатов Миннесота и Иллиноис в США гражданские антимонопольные иски против Эмитента, БКК, а также некоторых других производителей и продавцов хлористого калия, включающих Potash Corporation of Saskatchewan, Inc., ОАО "Сильвинит", РУП "ПО "Беларуськалий" и других. В исках указывается на установление и поддержание цен ответчиками в нарушение Акта Шермана (США) в период с 1 июля 2003 года, и содержится просьба о рассмотрении исков в качестве классовых в защиту и от имени всех лиц, занимающих сходное с истцами положение.

2. Риски, связанные с отсутствием возможности продлить действие лицензии Эмитента на ведение определенного вида деятельности либо на использование объектов, нахождение которых в обороте ограничено (включая природные ресурсы): данные риски оцениваются Эмитентом как невысокие, т.к. согласно Закону РФ "О недрах" срок пользования участком недр продлевается по инициативе пользователя недр в случае необходимости завершения поисков и оценки или разработки месторождения полезных ископаемых либо выполнения ликвидационных мероприятий при условии отсутствия нарушений условий лицензии данным пользователем недр;

3. Риски, связанные с возможной ответственностью Эмитента по долгам третьих лиц, в том числе дочерних обществ Эмитента: риск возможной ответственности Эмитента по долгам третьих лиц незначителен в связи с практикой Эмитента принятия таких обязательств на общую сумму существенно ниже суммы активов Эмитента. Эмитент через органы управления дочерних обществ постоянно контролирует финансово-хозяйственную деятельность этих Обществ, что минимизирует риск возможной ответственности Эмитента по долгам дочерних обществ Эмитента в достаточной степени;

4. Риски, связанные с возможностью потери потребителей, на оборот с которыми приходится не менее чем 10 процентов общей выручки от продажи продукции (работ, услуг) Эмитента: несмотря на то, что Эмитент преимущественно реализует продукцию ограниченному количеству крупных клиентов, данный риск Эмитент оценивает как невысокий в связи с тем, что продукция, выпускаемая Эмитентом, неизменно пользуется спросом и география его деятельности, особенно за рубежом, неуклонно расширяется. В случае возникновения подобной ситуации Эмитент предпримет все усилия для привлечения новых крупных потребителей.

5. Иные риски:

Помимо вышеизложенных рисков, Эмитент также подвержен отдельным рискам, связанным с деятельностью его основных дочерних и/или зависимых обществ, в частности, ОАО "Балтийский Балкерный Терминал" (ББТ) и ЗАО "Белорусская калийная компания" (БКК). В отношении ББТ наиболее существенной группой рисков являются риски, связанные с отсутствием зарегистрированных прав на часть недвижимого имущества, входящего в погрузочный комплекс ББТ и необходимого для осуществления ББТ его основной деятельности по организации морской транспортировки продукции Эмитента ее покупателям.

В отношении БКК Эмитент подвержен, в первую очередь, рискам, связанным с правовым регулированием деятельности БКК, учрежденного и осуществляющего свою деятельность в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Также существенную группу рисков, связанных с деятельностью БКК, представляют риски, вытекающие из необходимости обеспечения совместного эффективного управления БКК как совместным предприятием, акции которого принадлежат Эмитенту, РУП "ПО "Беларуськалий" и Государственному объединению "Белорусская железная дорога".

В настоящем разделе описаны риски, которые, по мнению Эмитента, являются существенными. Вероятно, существуют и иные риски, которые не вошли в данный раздел. Иные риски, о которых Эмитент не знает или которые в настоящее время, по мнению Эмитента, не являются для него существенными, потенциально могут оказать негативное влияние на хозяйственную деятельность Эмитента.

Деятельность

Основные тенденции развития сектора экономики, в которой Эмитент осуществляет основную деятельность, за пять последних завершенных финансовых лет, а также основные факторы, оказывающие влияние на состояние отрасли, следующие: производство минеральных удобрений на протяжении последних пяти лет является одной из наиболее стабильно развивающихся отраслей химического сектора страны. В течение этого отрезка времени доли рынка существенно не менялись. Конкурентоспособность ОАО "Уралкалий" обусловлена высоким качеством продукции и сервиса, конкурентоспособными ценами и высоким уровнем обслуживания клиентов, эффективной логистикой доставки товаров. На протяжении последних пяти лет ОАО "Уралкалий" демонстрировало стабильное развитие как в производственных, так и в финансовых показателях своей деятельности. Данная ситуация обусловлена, прежде всего, такими факторами, как спрос на калийную продукцию на мировых рынках, контроль за издержками предприятия, внедрение инновационных технических решений, а также программ, сокращающих и оптимизирующих издержки Эмитента.

Общая оценка результатов деятельности Эмитента в химической отрасли, оценка соответствия результатов деятельности Эмитента тенденциям развития отрасли и причины, обосновывающие полученные результаты деятельности: с целью поддержания статуса одного из мировых лидеров в калийной индустрии Эмитент регулярно производит мероприятия, направленные на расширение производства, масштабную модернизацию существующего производства, закупку и внедрение нового оборудования и технологий, средств автоматизации и КИП, обновление собственного парка вагонов. Указанная информация приведена в соответствии с мнениями, выраженными органами управления Эмитента.

Условия

Факторы и условия, влияющие на деятельность Эмитента, и результаты такой деятельности. Прогноз в отношении продолжительности действия указанных факторов и условий:

К факторам и условиям, влияющим на деятельность Эмитента, относятся, в частности, спрос и конъюнктура цен на калийные удобрения на мировых рынках, а со стороны роста издержек - рост индекса инфляции, а также изменение тарифов на услуги естественных монополий в Российской Федерации. По оценке Эмитента, действие данных факторов будет оказывать значительное влияние на результаты деятельности в среднесрочной перспективе. В частности, в настоящий момент рыночная конъюнктура на конечных рынках является благоприятной для калийных производителей. По итогам второго квартала 2010 года объём производства товарного хлористого калия составил 1 221,9 тысяч тонн, что на 549,7 тысячи тонн больше, чем во втором квартале 2009 года. Однако возвращение спроса на калийные удобрения на докризисный уровень потребует времени.

Способы, применяемые Эмитентом, и способы, которые Эмитент планирует использовать в будущем для снижения негативного эффекта факторов и условий, влияющих на деятельность Эмитента:

Для снижения негативного эффекта факторов и условий, влияющих на его деятельность, Эмитент планирует в будущем снижать затраты на электроэнергию, усиливать финансовый контроль и вводить программы по снижению издержек.

Существенные события/факторы, которые могут в наибольшей степени негативно повлиять на возможность получения Эмитентом в будущем таких же или более высоких результатов, по сравнению с результатами, полученными за последний отчетный период, а также вероятность наступления таких событий (возникновения факторов):

К существенным событиям/факторам, которые могут в наибольшей степени негативно повлиять на возможность получения эмитентом в будущем высоких результатов, относится возможное снижение спроса и цен на калийные удобрения, рост стоимости электроэнергии, оборудования. Вероятность наступления данных факторов Эмитент оценить не может, так как данные события не находятся в области контроля Эмитента, поскольку определяются состоянием глобальной экономики.

Существенные события/факторы, которые могут улучшить результаты деятельности Эмитента, и вероятность их наступления, а также продолжительность их действия:

Эмитент не предполагает изменение общей стратегии, направленной на свой рост и развитие, но корректирует её в соответствии с реалиями и прогнозом развития ситуации, рассчитывая на расширение производственных мощностей в долгосрочной перспективе. Основным приоритетом остаётся обеспечение стабильности и повышение эффективности работы компании.

Конкуренты

Эмитент имеет около 10% производственных мощностей от мирового объема рынка калийных удобрений.

Основными мировыми конкурентами Эмитента являются:

- ОАО "Сильвинит" г. Соликамск, Россия.

- РУП "ПО "Беларуськалий", Республика Беларусь

- Potash Corporation of Saskatchewan (PCS), Канада

- Mosaic, Канада

- K+S KALI GmbH, Германия

- ICL Fertilizers, Израиль

Перечень факторов конкурентоспособности Эмитента с описанием степени их влияния, по мнению эмитента, на конкурентоспособность производимой продукции (работ, услуг):

Факторы конкурентоспособности Эмитента Степень влияния
качество продукции и сервиса высокая
цена продукции высокая
уровень обслуживания клиентов средняя
эффективная логистика доставки товара средняя


Для получения конкурентного преимущества на рынке Эмитент постоянно совершенствует логистическую инфраструктуру, что подтверждается наличием собственного парка железнодорожных вагонов и современного специализированного терминала для осуществления перевалки хлористого калия в Санкт-Петербурге. Годовая производственная мощность ОАО "Балтийского Балкерного терминала" (ОАО "ББТ") составляет 6,2 млн.тонн удобрений, в структуре ОАО "ББТ" 2 склада общей вместимостью 240 тыс. тонн, а также 2 причала общей протяженностью 470 метров.

Для повышения эффективности продаж на экспорт в конце 2005 г. ОАО "Уралкалий" и РУП "ПО "Беларуськалий" была создана ЗАО "Белорусская калийная компания".